География История Экономика Образование Культура Личности

Внешнеэкономические связи


Саратовской области имеются широкие возможности для развития внешнеэкономических связей. Оно осуществляется на базе договоров, соглашений, бартерных сделок и создания совместных предприятий. Наличие уникальных производств, высококвалифицированных производственных кадров, благоприятное транспортно-географическое положение стало объективной основой для всемерного расширения внешней торговли области. В настоящее время в Саратовской области наблюдается тенденция увеличения внешнеторгового оборота. Так, в 1995 г он составил в текущих ценах 622,4 млн. долларов и по сравнению с 1994 г. возрос на 12,9%, в том числе экспорт-345,8 млн. долларов (увеличился на 49,6%), импорт — 276,6 млн. долларов (уменьшился на 15,7%). Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 69,2 млн. долларов против 1994 г., когда сальдо было отрицательным — 88,7 млн. долларов.

Область поддерживает торговые отношения более чем с 90 странами мира. В последнее время все большую роль в наших торговых связях начинают играть страны дальнего зарубежья. Увеличивается доля экспорта товаров по прямым связям. В 1995 г. на его долю приходилось 78% всего объема экспорта, который составил 270,8 млн. долларов и увеличился по сравнению с 1994 г. на 12,5 млн. долларов. В мировой структуре экспорта ведущее место занимают страны Европы (без СНГ) — 50,3% всего экспорта (136,3 млн. долларов). На долю стран СНГ приходится 20,1%, стран Азии (без СНГ) — 21,5, Америки — 8,2%.

Наибольший процент в экспорте по прямым связям со странами дальнего зарубежья приходится на Италию — 13,5% Нидерланды — 12,4, Турцию — 10, Великобританию — 6, США — 6,8, Китай — 5,1%.

В структуре экспорта преобладают минеральные удобрения, органические химические соединения, химические нити и химические штапельные волокна.

Экспорт товаров по прямым связям составил по СНГ (54,3 млн. долларов). На экспорт идет значительное количество двигателей внутреннего сгорания, аккумуляторов, подшипников качения, троллейбусов, химических нитей и штапельных волокон.

Наибольший удельный вес в экспорте из нашей области по прямым связям имеет Украина — 6,8%, Казахстан — 4,5 и Беларусь — 4%.

В 1995 г. в область было импортировано товаров (без неорганизованной торговли) на 276,6 млн. долларов (в 1994 г.— на 319,9 млн. долларов, или на 15,7% меньше). В импорте наибольший объем занимали машины и оборудование — 37%. Приборы, аппараты, лабораторное и медицинское оборудование поставлялись из Германии, Японии и Украины; пластмассы (и изделия из них) — из Казахстана и Украины; трубы — из Японии и Украины; продукты неорганической химии — из Украины и Казахстана: продукты сельского хозяйства — из Венгрии и США; одежда и текстильные товары — из США, Китая, Беларуси; мясные консервы — из Китая, Франции, Украины и Чехии.

В целом страны дальнего зарубежья играют решающую роль в обеспечении потребностей области в импорте — 50% всего объема. Основными нашими торговыми партнерами являются: Германия — 9,2% от общего объема импорта, США — 6,1, Италия—4,6, Нидерланды—4,5, Канада—4,3%.

На Украину, Узбекистан, Казахстан и Беларусь приходится около 92% импорта из стран СНГ.

Внешнеторговый баланс Саратовской области хотя и имеет положительное сальдо, однако не свидетельствует о благополучии во внешнеторговой деятельности. За этим скрывается обвальное сокращение импорта для нужд производства и понижение эффективности экспортной структуры. В экспорте уменьшается доля продукции высокой степени переработки и увеличивается сырье. Для достижения прежних размеров выручки от экспорта приходится наращивать вывоз натуральных объемов сырья.

Объем международных услуг странам дальнего зарубежья по области за 1995 г. составил: экспорт — 3,4 млн. долларов, импорт — 2,4, для стран СНГ — соответственно 3,4 и 10,6 млн. долларов. Наибольший удельный вес в общем объеме оказанных международных услуг странам дальнего зарубежья приходится на воздушный транспорт — 37,5%, транспорт складского хозяйства и услуги железнодорожного транспорта — 34,1, воздушного транспорта — 26,1 и водного транспорта — 19%.

Значительную долю в экспорте услуг занимают Нидерланды — 30,8%, Турция—23,2, Германия—16,7, Македония— 15%, а в странах СНГ—Украина (66,5%), Армения (16,4%) и Азербайджан (9,8%).

Переломным в экономике области стал 1997 г. Впервые достигнут прирост инвестиций на 6,8%, а темп промышленного производства превысил среднероссийский уровень. В результате область попала в группу самых динамичных регионов России. В среднесрочной перспективе начиная с 1998 г. ожидается положительная динамика всех форм инвестиций на уровне не менее 18% в год и устойчивый, сбалансированный ежегодный прирост ВВП.

Осуществить намеченное позволяет продуманная инвестиционная политика правительства Саратовской области, включающая систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на воспроизводство основного капитала.

Стратегическими целями инвестиционной политики в области являются перестройка экономики, устранение накопившихся в ней за предшествующие десятилетия структурных деформаций, адаптация производительных сил к рыночным отношениям и интеграция в общероссийский хозяйственный комплекс. Достижение этих целей требует перехода к инновационной модели развития путем упреждающего формирования сравнительных конкурентных преимуществ в перспективных отраслях с соответствующей концентрацией ресурсов.

В рамках региональной инвестиционной политики приоритет отдан ряду подотраслей машиностроения, нефтехимии, нефтяной, газовой, легкой и деревообрабатывающей промышленности, АПК. Таким же приоритетным направлением стала реализация инфраструктурных проектов - строительство автомобильного моста через Волгу, международного аэропорта, бизнес-центра, пятизвездочной гостиницы, телекоммуникационных сетей (в том числе оптико-волоконной линии Сызрань-Саратов-Астрахань) и др.

Вложение государственных ресурсов в инфраструктуру рассматривается в качестве ключевого с точки зрения как будущей модернизации, так и источника ее финансирования (в частности через продажу прав пользования объектами частному сектору).

Специфика экономического положения области диктует необходимость выделения в среднесрочной перспективе двух различных по условиям и механизмам этапов инвестиционной деятельности. На первом этапе объектами инвестирования должны стать главным образом действующие и к тому же бюджетообразующие предприятия и коммерческие организации. Речь, таким образом, идет о развитии мощностей по выпуску ныне конкурентоспособной продукции. Характерными чертами второго этапа являются активное технологическое обновление основного капитала, поддержка правительством инновационных проектов, ориентированных на создание в области перспективных производств XXI в.

Главным элементом экономического механизма реализации инвестиционной политики в регионе должна стать система государственного регулирования экономики с использованием методов программно-целевого и среднесрочного планирования. Внимание будет сосредоточено на привлечении внебюджетных источников финансирования областных инвестиционных программ, в том числе на долевых началах с бюджетом области. Принципиально важным становится сочетание интересов государства и предприятий, конкурсность, платность и возвратность финансовых вливаний.

Включенные в реестр инвестиционные проекты, получившие наивысшую экспертную оценку, а также предприятия и виды деятельности, имеющие приоритетное значение для экономики области, могут рассчитывать на следующее:

  • участие в федеральных инвестиционных и целевых программах;
  • содействие в расширении рынков сбыта в рамках внутриобластной кооперации и внешнеэкономических связей через представительства области в России, СНГ и за рубежом;
  • стимулирование развития инфраструктуры и услуг предприятиям (сертификации, консалтинга, лизинга, предварительного страхования рисков, обучения кадров и др.);
  • предоставление в аренду государственного имущества, в том числе на льготных условиях.

Риск вложений будет существенно снижен путем сохранения ряда финансовых мер поддержки предприятий. Среди них регулирование цен и тарифов естественных монополий, отсрочка налоговых платежей в областной бюджет, инвестирование из внебюджетного фонда правительства области с гарантией, финансовая поддержка технопарков и инкубаторов малого бизнеса.

Вложения в экономику Саратовской области имеют фирмы США, Испании, Великобритании, Франции, Ирландии. При участии фирм США и Испании осуществляется переоборудование Саратовского нефтеперерабатывающего завода. Американский и британский капиталы вкладывают свои инвестиции в Саратовскую табачную фабрику (БАТ — СТФ). На базе Калининского завода резиновых изделий создано совместное предприятие с участием американского капитала. В городе Балаково осуществляется строительство мебельной фабрики при участии французского концерна. На Саратовском заводе строительных материалов совместно с Ирландией запущена технологическая линия по производству и упаковке строительных материалов. Итальянская фирма “Интлет” поставила оборудование для производства автомобильных стекол для АЗЛК и ВАЗа и линии по производству крупногабаритного многослойного стекла для строительства. Это позволит АО “Саратовстекло” повысить качество выпускаемой продукции, поднять ее технический уровень, сделать продукцию конкурентоспособной на мировом рынке.

Практически каждой хозяйке в области известны стиральные порошки марок “Хенко” и “Дени”, выпускаемые совместным российско-германским предприятием “Совхенк” в городе Энгельсе.

Специфика иностранных инвестиций в экономику Саратовской области состоит в том, что в основном они представлены средствами зарубежных совладельцев совместных предприятий.

Всего в области зарегистрировано около 200 предприятий с иностранными инвестициями. Основная масса инвестиций принадлежит странам дальнего зарубежья: США, Великобритании, Германии, Ирландии, Южной Корее, Израилю, Италии, Франции, Лихтенштейну.

Среди стран ближнего зарубежья наиболее активны в Саратовской области в создании совместных предприятий Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Литва, Латвия. Основными видами деятельности предприятий с зарубежными инвестициями являются производство товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, производство строительных материалов, строительство, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, оказание разнообразных услуг предприятиям и частным лицам.

В заключение считаем необходимым отметить, что в современных условиях рассчитывать на успех могут только те инвестиционные программы и проекты, которые гармонично сочетают специфические региональные условия с общефедеральными предпосылками оздоровления экономики. По мере экономического роста все большее значение будет придаваться программам с мощной инновационной составляющей и чисто инновационным для решения крупных проблем областного масштаба.

Использованные материалы:
- География Саратовской области. Саратов, 1997.
- Прокофьев С., Воронов С. Инвестиционная политика правительства Саратовской области // Проблемы теории и практики управления. 1998. №3.

© Молодежный Информационный Центр, Центральная городская библиотека г. Саратова
Использование материалов со ссылкой на источник.
Hosted by uCoz