География История Экономика Образование Культура Личности

Вольский район


Вольский район расположен в северной части области. Это самый крупный по площади район Правобережья. Площадь - 3,7 тыс. кв. км.

Население - 112,6 тысячи человек, в том числе в городе Вольске - 64,4 тысячи. В районе 58 сельских населенных пунктов. Статус города в 1996 г. получил р.п. Шиханы (13,2 тысячи человек).

Район расположен в лесостепной зоне на Приволжской возвышенности с выходами меловых пород, крутыми уступами, обрывающимися к Волге. Один из самых лесистых районов области. Богат сырьем для производства стройматериалов, прежде всего цемента.

Основное направление экономики - производство строительных материалов, сельское хозяйство и перерабатывающие отрасли на его базе. В городе действуют три цементных и асбошиферный заводы. В России нет ни одной стройки, где бы ни применялся Вольский цемент. Производство цемента - ведущая отрасль промышленности. Первый цементный завод "Глухоозерский", построенный в 1897 году, произвел за век существования более 100 миллионов тонн цемента.

Агропромышленный комплекс включает 11 колхозов и совхозов, 12 акционерных обществ, 179 крестьянско-фермерских объединений. Сельское хозяйство - зерново-маслично-животноводческого направления.

В районе 2 педучилища, медицинское училище, интендантское Высшее военное училище, 8 школ искусств, художественная школа, музыкальное училище. В Вольске - краеведческий музей с картинной галереей, драматический театр.

Первое упоминание о Вольске (п.Малыковка) - 1699 г., с 1780 г. - уездный город. О Вольске говорили: "Вольск городок - Петербурга уголок". Здесь сохранилось много каменных зданий в стиле русского классицизма начала XIX в., являющихся украшением города.

С Вольском связаны биографии 48 Героев Советского Союза. Среди них - летчик В.В. Талалихин, политрук В.Г. Клочков. На вольской землей жили академик, основоположник химической физики, лауреат Нобелевской премии Н.Н. Семенов, физик и биолог П.И. Бахметьев, академик, конструктор космических аппаратов, дважды Герой Социалистического Труда П.Д. Грушин, известный писатель Ф.И. Панферов и другие известные люди.

Местоположение города Вольска с первого взгляда напоминает некоторые из крымских видов. Так, например, холм, усеянный хижинами и на вершине увенчанный мельницами, приводит на память пейзаж в Феодосии… Местность города с окрестностями очень живописна. Вершины храмов и довольно красивые каменные здания довершают картину удачным образом", - писал в 1857 году русский историк Н.И. Костомаров (бывший член киевского Кирилло-Мефодиевского общества, он несколько лет жил в ссылке в Саратове и служил в губернских учреждениях).

Не оставила равнодушным панорама Вольска XIX столетия и писателя-этнографа Василия Ивановича Немировича-Данченко: "Меловые горы явились алыми от розового блеска зари... Они расступаются, открывая громадный полукруг, на уступах и террасах которого ютится масса городских домов. Постройки ползут в горы до самых макушек, покрывая отдельные вершины этого поразительно красивого амфитеатра... Все это охвачено огнистым заревом заката, все это сверкает окнами, куполами, и даже стены кажутся сияющими... Глаз не оторвешь от этой прекрасной картины. А в темную ночь, когда везде зажгутся огни, эти горы кажутся иллюминированы".

На общем фоне уездных городков, нередко всего с десятком каменных зданий, архитектура Вольска выделялась уже в давнем прошлом. Центр, застроенный зданиями, напоминающими дворцы, стройные порядки двух-трехэтажных домов, с мансардами, с обширными дворами и каменными воротами, выложенные плитами тротуары... А на окраинах обширные старинные парки и сады, овеянные преданиями... Таков Вольск и поныне, несмотря на то, что в 1930-е годы были утрачены почти все храмы, придававшие панораме города законченный вид. Недаром в старину говорили: "Вольск городок - Петербурга уголок".

Уже в конце XVI века, во время основания Саратовской крепости, появились здесь укрепленные посты казаков, охранявших тогдашние русские рубежи от степных набегов. Землепашец выходил в поле с оружием, и вообще земледельческое дело прививалось медленно - и тому были важные причины: Волга буквально кишела красной рыбой. Щедрый государь Михаил Федорович в 1632 году пожаловал здешние рыбные ловли с окрестными угодьями московскому Новоспасскому монастырю, которому особенно покровительствовали Романовы. Обитель перевела сюда многих крестьян, к ней приписанных. Они и основали рыбную слободу, нареченную Малыковкой, по имени рек Верхней и Нижней Малыковок, тогда довольно полноводных притоков Волги. Длинные обозы, груженные осетрами и стерлядью, потянулись в Москву.

Ближе к концу XVII столетия сюда, с места довольно отдаленные от столицы, начали переселяться приверженцы старообрядчества. По бытующим до сих пор преданиям, многие прибывали водой, даже на плотах, с севера (скорее всего, из Нижегородского Заволжья, с реки Керженец). Число жителей быстро увеличивалось. В 1710 году Петр I, монастыри и вообще духовенство не желавший, отдал Малыковку, вместе с волостью, своему любимцу А.Д. Меншикову, который владел ею до своей опалы (конечно, здесь он ни разу не появился). В 1728 году Малыковка перешла в казну, что в лучшую сторону повлияло на ее экономическое положение. По ревизии 1766 года, здесь насчитывалось более 4000 душ обоего пола, было уже несколько храмов, среди которых каменный собор Иоанна Предтечи, заложенный в 1746 году.

Строительного леса в Вольске, как и вообще на Волге, хватало всегда - его сплавляли плотами и на особо устроенных судах - белянах. Поэтому местные жители, в основном выходцы с севера, строили жилье просторно, с подклетами ("низками"), со светелками-мезонинами, с банями, амбарами, погребами и другими службами.

В конце 1772 года в волостную избу Малыковки был доставлен схваченный по доносу никому еще не известный Емельян Пугачев, ведший среди заволжского населения "возмутительные речи". Здесь он был подвергнут первому допросу "с пристрастием" и затем отправлен в тогдашний губернский город Казань, откуда сумел в скором времени убежать. Позднее, будучи уже во главе армии повстанцев, он направлял в Малыковку отряд для набора пополнения. Местные жители по большей части его поддержали - к тому же вождь мятежников и сам был старовер. Сцену "усмирения" местных вольнолюбивых обывателей поручик Г.Р. Державин, будущий знаменитый поэт, очень живо описал в своих записках.

Официальное "начало" города Вольска относится к 1780 году, когда Законом империи от 11 января было основано много новых губерний-наместничеств (среди последних Саратовское, преобразованное в губернию в 1782 году). Учреждалось и множество новых уездных городов. Первоначальное имя Волгск, неудобное в произношении, скоро превратилось в Волжск, а затем и в Вольск. Вполне естественно, что местное предание выводит имя города от слова "воля", и связывай эту "волю" с "матушкой-Екатериной". Городу был пожалован герб: "Медведь, лежащий в золотом поле, коими зверьми страна эта изобилует". Поле - это поверхность гербового щита. Золотой цвет - обозначение изобилия, богатства. И с медведем - все понятно. Вольские края у нас всегда были - самыми лесистыми. Медведи - жители лесные. А значит, где больше леса, там и медведей изобилие. Только вот почему зверь лежит? Отдыхает? А что, если это - убитый медведь?

Тогда Вольский герб поражает своим пророчеством. Медведи два века тому назад были и в некоторых других уездах губернии. Но вот погиб последний косолапый именно в Вольских лесах. Застрелил его в 90-х годах прошлого века какой-то граф, тешась охотой. Имя вельможи как-то постепенно исчезло из людской памяти, а вот шкура последнего медведя, его скелет, и даже пули, оказавшиеся для зверя смертельными, до сих пор хранятся в мало кому известном зоологическом музее Саратовской сельскохозяйственной академии... Может быть, как укор людям, никогда не умевшим бережно относиться к великой природе...

Город, расположенный почти напротив устья крупного левобережного притока Волги - реки Иргиз, оказался очень удобным перевалочных пунктом хлебной торговли. Кстати, на Иргизе в XVIII веке обосновались и старообрядческие монастыри. Несмотря на периодические засухи, землепашество в здешних краях, и в особенности выращивание пшеницы, стало себя оправдывать. Оборотистые купцы стали наживать основательные капиталы. Вольск долгое время соперничал с Самарой. На Верхней и Нижней Малыковках и на других речках были построены целые каскады мельничных плотин, и мукомольное дело также стало одной из "золотых жил" Вольска.

Правда, к процветанию город пришел не сразу. В 1792 году его постиг опустошительный пожар, уничтоживший 372 дома. В тот же год был составлен "прожектированный регулярный план", которым предусматривалось создание излюбленной Екатериной II прямоугольной сетки улиц. После чего богатые горожане взялись за строительство на пепелищах "без всякого стеснения". Понятно, что погорельцы, имевшие участки в центре, уступали их за хорошие деньги, которых хватало, чтобы построиться на "пустопорожней земле". Наступил настоящий строительный бум. К 1797 году в Вольске было обстроено несколько улиц, шедших перпендикулярно к Волге, и несколько продольных - таким образом, уличная сеть образовала десятки жилых кварталов и несколько практически "равноправных" площадей. Деревянные дома часто строились из лиственницы - дерева, не поддающегося гниению. До сих пор сохранились такие здания "первого поколения", соответствующие по возрасту "допожарной Москве".

Уже в начале XIX века понадобился новый план города, предусматривающий его значительное расширение. В 1805 году по распоряжению министра внутренних дел князя В.П. Кочубея началось мощение городских улиц Вольска "по составленному прожектированному плану, не отбиваясь от чертежа". На неудобных для строительства местах разбиваются обширные фруктовые сады.

Душой необычной активной строительной деятельности в Вольске конца XVIII-начала XIX века был второй городской голова Василий Алексеевич Злобин. Родом из бедных крестьян-старообрядцев, он добился собственным трудом многого. Хорошо овладев грамотой, стал волостным писарем в Малыковке, а вскоре - доверенным лицом генерал-прокурора А.А. Вяземского, владельца обширных поместий в Поволжье, человека почти всесильного. На торговле и винных откупах Василий Алексеевич накопил солидный капитал, поставивший семью Злобиных в ряд богатейших в России, таких как Кокоревы, Яковлевы, Куракины... Портрет Злобина в местной картинной галерее многое может рассказать об этом выдающемся русском самородке. Почти постоянно проживая в Петербурге, где он был принят в аристократических салонах (сам он получил звание потомственного почетного гражданина), Злобин никогда не оставлял вниманием свою родину. Он всерьез мечтал превратить Вольск в губернский город, и даже стал обносить его стеной за свой счет. Среди покровителей Злобина был и упомянутый выше граф В.П. Кочубей, министр внутренних дел, ведомство которого опекало и пути сообщения, и строительство. Понятно, что при этих обстоятельствах Злобин мог получать кредиты из казны на самых льготных условиях.

Самый знаменитый памятник деятельности В.А. Злобина в Вольске - уникальный по архитектуре двухэтажный Гостиный ряд (двор), выходящий главным фасадом на Торговую площадь. Его парадная колоннада (в проекте коринфского ордера) протянулась на целый квартал. Ни один уездный город Поволжья не имел торгового здания с галереей во втором этаже.

Лавки в Гостином ряду процветали до Отечественной войны 1812 года. После вторжения Наполеона расчеты города на крупную прибыль рухнули, пошла волна разорений. Но самый сильный удар был нанесен по В.А. Злобину. Он набрал кредитов в казне на 4 миллиона рублей, а обеспечены они оказались менее чем наполовину. Несмотря на то, что казна дала рассрочку на 10 лет, Злобин не смог погасить текущие долги и фактически разорился. Почти все недвижимое имущество он отдал в залог, в обеспечение долга. Гостиный ряд перешел в распоряжение города, который разместил во втором этаже, правда, не ранее 1850-х годов, присутственные места - городскую полицию, уездный суд, казначейство и дворянскую опеку. Позднее первый этаж город стал сдавать купцам под лавки. В довершение правительство запретило прогоревшим вольским купцам торговать - и тем самым лишило их возможности хотя бы со временем рассчитаться с долгами. Злобин скончался в 1814 году, а 15 лет спустя, в июле 1829 года, во внимание к его заслугам император Николай I распорядился долги простить.

"Ревизская сказка" (перепись) Вольска за 1816 год содержит длинный список купцов, выбывших, ввиду разорения, в "вольное мещанство". В результате упадка было утрачено и немало каменных зданий. Однако до сих пор улицы города украшает целый ряд замечательных памятников гражданского зодчества.

Над "бровкой" берегового склона Волги, в начале Московской улицы, стоит трехэтажное здание, ныне занимаемое историческим отделом Краеведческого музея. Дом, вероятно, построен около 1810 года - на этом месте он обозначен уже на плане 1826 года как "общественный каменный". В 1840 году по заказу купца В.М. Мясникова губернский архитектор Г.В. Петров спроектировал как будто новое здание на этом месте, но на деле "встроил" в него прежнее. Обновленное здание предназначалось для продажи городу - для размещения служб "городского магистрата". Позднее здесь помещалась "мещанская (городская) управа". Здание - ценный памятник архитектуры. Оно воплощает довольно редкий тип классической постройки с угловой ротондой и симметричными уличными фасадами.

На северо-восточной стороне Торговой площади находится здание (ныне Дом детского творчества - бывший Дворец пионеров), построенное, по-видимому, между 1826 и 1850 годами. Во второй половине XIX века здесь помещались учреждения Земской управы.

Гораздо более раннюю датировку имеют два особняка на площади Свободы - Троицкой. Один из них, "дом Матвеева - Сидорова" (он же "дом Брюханова"), и сейчас используется под жилье. Он указан на планах 1800 и 1826 годов как каменное строение. По всей вероятности, дом перестраивался в первой половине XIX века, поскольку он был пожертвован владельцем под приют и пансион для девочек. Напротив этого особняка расположен "дом городского головы Струкова - Мельникова", в котором многие годы размещалась почта. План дома квадратный, уличный фасад обладает очень эффектным портиком (поднятым на высокий арочный пьедестал), объединяющим главный этаж с мезонином. Здание в ряде публикаций приписывается А.А. Белоусову, в середине XIX века служившему губернским архитектором.

На пересечении улиц Малыковской и Чернышевского находится еще один "дом с ротондой", так называемый "дом Шведова". Он указан на всех планах города, начиная с 1800 года, как каменный. Возможно, здание было перестроено Г.В. Петровым в 1830 году.

Среди других Вольских достопримечательностей - "дом архиерея", на улице Первомайской (Амурской), с домовой церковью при нем (этот храм был единственным, уцелевшим после погрома 1929-1931 годов). Здание обозначено как каменное на плане 1826 года.

В городском парке, у ворот, находится еще одна постройка начала XIX века в классическом стиле - “дом Сапожникова”. Владелец дома Алексей Петрович Сапожников - фигура незаурядная. Его дед поплатился жизнью за помощь Пугачеву, а отец был первейшим соратником Злобина в его начинаниях. А.П. Сапожников, богатейший купец, в 1831 году внес на строительство Покровского собора огромную сумму - около 80 тысяч рублей. По преданию, он пожелал, чтобы собор был возведен на месте казни его деда (экзекуцию проводил Г.Р. Державин). "Дом Сапожникова" был вместе с садом продан владельцем городу, в нем размещался ресторан с музыкальным павильоном.

На территории нынешнего Вольского высшего военного училища тыла (ВВВУТ), вблизи от городского парка, расположен так называемый "дом Расторгуева", переданный владельцем под женскую гимназию, открытую в 1871 году. (Здание с мезонином выходит фасадом на улицу М. Горького.) Расторгуевы, как Сапожниковы и Злобины, были старообрядцами. Один из них, Лев Иванович (р. 1771 года), в свое время "присвоил" большую рощу, примыкавшую к городу, и по его имени роща с вековыми дубами до сих пор слывет "Львовой".

В конце XIX века перестраивается северная сторона Торговой площади. На месте снесенных зданий купцы-миллионеры Меньков, Левшин и Брусянцев почти одновременно возводят три жилых дома с магазинами в нижних этажах. Этот комплекс с "теремными" кровлями поражает причудливой смесью мотивов русских, барочных и (в доме Брусянцева) - модерна... Эти здания скорее напоминают боярские палаты, нежели обычные жилые дома. Не случайно после революции все три дома были заняты новой властью для размещения партийных и советских учреждений.

Центральное здание ансамбля - дом Менькова - во втором этаже имеет четыре зала, выходящие окнами на площадь. Интерьеры их отличаются друг от друга. Наиболее нарядна гостиная, отделанная в подражание стилю рококо. Исключительно изящен рисунок лепки на потолке и изразцовые печи, каждая из которых подлинно художественное произведение. Сохранился и замечательный паркет. В бывшем доме Менькова располагался горком КПСС, а с 1993 года размещается Вольская картинная галерея, великолепное собрание живописи и декоративно-прикладного искусства.

Не так давно расширил и во многом обновил свою экспозицию и отдел природы Вольского краеведческого музея. Великолепные диорамы, изображающие различные пейзажи Поволжья с обитателями местной природы, отличаются высоким научным и художественным уровнем. Традиции местных природоведов очень основательны. Много десятилетий своей жизни отдал изучению края натуралист, автор книги "Записки натуралиста" Павел Сергеевич Козлов, оставивший о себе память у многих поколений школьников.

Вообще у всех писателей, так или иначе связанных с Вольском, можно найти либо воспоминания, либо художественные произведения, в которых отразилась жизнь этого уголка России. Александр Степанович Яковлев, местный уроженец, проживший 40 лет в Москве, посвятил Вольску разных эпох два романа - “Повольники” и “Человек и пустыня”. С этими местами связаны молодые годы Константина Александровича Федина и Федора Ивановича Панферова (автор "Брусков" и "Волги-матушки реки", в 1920-е годы был редактором Вольской окружной газеты). Родились и выросли в Вольске Николай Ксенофонтович Горбунов, автор повестей о 1920-х годах и лирических рассказов, и Иван Васильевич Жилкин, выходец из семьи староверов-беглопоповцев. Первой его книгой было исследование "Старообрядцы на Волге" (Саратов, 1905). В начале XX века он стал известным политиком, лидером фракции трудовиков в I Государственной думе... А сколько вышло из Вольска видных ученых, врачей, военачальников. Еще в античность Платон высказал мысль о том, что архитектура, среда оказывают огромное влияние для формирование человека. Глядя на Вольск, кажется, эта мысль актуальна по сей день.

Особая страница истории Вольска - храмовое строительство. Наподобие торговых городов Ельца и Великого Устюга, в старину панорама Вольска с реки также обогащалась великолепием многих храмовых силуэтов. Первый каменный собор Иоанна Предтечи, выстроенный в 1740-х годах, сто лет спустя был заменен новым собором, выстроенном в стиле классицизма. В отличие от первого, оказавшегося по новому плану на краю Торговой площади, этот собор занял ее середину. Таким образом, вблизи от волжских пристаней образовался цельный ансамбль из торговых рядов, особняков-дворцов и храмов. Правда, первоначальный Предтеченский собор впоследствии был перестроен под светские нужды (факт сам по себе редчайший). Внешняя, а во многом и внутренняя тектоника здания, однако, сохранилась. Здание с куполом, перекрывающим квадратный холл на втором этаже, в который выходят квартиры, долго удивляло и исследователей - ведь старый собор считался снесенным. Первый этаж здания, как и практически всех построек на Торговой площади, и сейчас занимают магазины.

Вероятно, новый собор Иоанна Предтечи был спроектирован еще в 1809 году В.И. Сурановым (уроженцем Санкт-Петербурга, учившимся в Академии художеств, саратовским архитектором в 1805-1818 годах). Был заложен фундамент здания и начато возведение стен. Война 1812 года и последовавшие невзгоды отсрочили строительство, и оно возобновилось в 1830-е годы, в период нового подъема городской экономики. Проект был несколько переработан. Предтеченский собор был гордостью города. Его огромный кубический объем, увенчанный главой-ротондой, окруженной четырьмя звонницами, был виден за многие километры со стороны Волги. Сейчас на его месте универмаг, построенный в конце 1960-х годов.

Главную планировочную ось, идущую перпендикулярно Волге - Московскую улицу - замыкала Троицкая площадь (после революции площадь Свободы). Она получила имя по храму, выстроенному в ее центре к 1809 году. В народе он назывался "Старым собором". Фасады и главу-ротонду храма украшали ритмичные ряды полуколонн ионического ордера. К Троицкому собору сходились две важные дороги - из Хвалынска (еще одной "столицы" Волжского старообрядчества) и из Саратова. На месте снесенного храма в 1938 году был установлен памятник Ленину.

Одновременно с новым Предтеченским собором была возведена и церковь Покрова, на территории нынешнего рынка. Тогда же поднялась и величественная Единоверческая церковь с колокольней, в квартале, образованном улицами Малыковской, Чернышевского - Тверской, Балтицкого - Злобинской и Л. Толстого - Моховой. Целью властей, строивших этот храм, было преодоление раскола в русском православии, но попытки оказались малоуспешными...

Совсем недалеко от Вольска, в Заволжье, начиная от реки Иргиз в сторону Саратова тянулись многочисленные немецкие поселения - “колонии”. Некоторое количество немцев жило в Вольске - например, семья главного врача железной дороги Шмуккера, владельца колбасно-кондитерского заведения Кекселя. Но в отличие, скажем, от Саратова, влияния на духовную жизнь города немцы практически не оказывали - их было слишком мало.

На Православном кладбище (действующем и сейчас) еще при В.А. Злобине был возведен небольшой храм, и на Старообрядческом кладбище, на восточном склоне "амфитеатра" гор, тоже в давние времена соорудили часовню. Сейчас от этого кладбища и от часовни остались только воспоминания у Вольских старожилов.

На семидесятые - восьмидесятые годы прошлого века пришлось открытие в Вольске крупных учебных заведений. Некоторые из них разместились в пожертвованных меценатами и проданных особняках, другие - в специально выстроенных зданиях. На северной окраине, за "садом Сапожникова", был возведен краснокирпичный комплекс зданий Кадетского корпуса. С 1927 года здесь разместилось Вольское училище летчиков и авиатехников, давшее стране много воздушных асов и героев Великой Отечественной войны. После войны профиль училища изменился - оно стало готовить тыловиков. Сейчас ВВВУТ - единственное в стране высшее военное учебное заведение этой специализации. Это целый городок на склоне горы, где корпуса стоят среди прудов и небольших рощ. Примечательно и старинное здание Реального училища (открылось в 1876 году) в большом доме напротив "сада Сапожникова", с внутренними чугунными литыми лестницами между этажами. Но настоящая гордость Вольска - так называемый "Школьный дворец", новое здание женской гимназии, выстроенное в начале XX века по вновь принятому типовому проекту гимназических зданий, однако достаточно дорогому и поэтому осуществленному в России всего лишь несколько раз.

В конце XIX века жилые каменные здания в два, а то и в три этажа становятся "рядовой застройкой" Вольска. Город богател. Об этом говорят и фасады домов, выложенные фигурной кладкой, и обилие лепных украшений, ложные фронтоны и нередко лепные и жестяные вазы на крышах. В деревянных жилых постройках до самой революции держалась традиция северного "большого дома" на подклете. Часто еще встречаются и шлемовидные завершения воротных столбов из просечного железа, и узорчатые дымники, и изящные водосточные трубы. Нередки каменные ворота с аркой, с кольцами-коновязями, напоминающими о давно прошедшем. Еще в 1920-е годы, по воспоминаниям старожилов, вольчане держали до 5 тысяч коров, и два раза в день улицы города заполнялись "тучными стадами". Трудно даже было бы перечислить ремесла, которыми владели в прежние времена местные жители. Среди самых уважаемых были кузнецы, селившиеся в основном на Саратовской улице. Были и другие "слободки".

В начале нынешнего столетия Вольск стал промышленным городом. До сих пор не утихают споры, на пользу либо на вред городу было открытие в конце XIX века неисчерпаемых запасов сырья для выделки цемента. Добыча нужных сортов мела и глины, разработка с 1930 года залежей высококачественной опоки - уникального природного адсорбента (минерала с поглощающими свойствами), повышающего качество цемента, - постепенно привели к уничтожению меловых гор вокруг города и поставили его перед экологической опасностью. Первый цементный завод - Глухоозерский - был пущен в 1897 году. Завод находился в нескольких километрах от центра Вольска, а сейчас он включен в городскую черту, как и бывшие поселки при других заводах (таким образом, Вольск, при населении менее ста тысяч человек, раскинулся ныне более чем на 10 километров вдоль Волги). Второй крупный цементный завод (местного купца Плигина, затем Зейферта) вступил в строй в 1900 году. Сохранившиеся старые постройки, жилые дома при этих предприятиях - образцы архитектуры, носящие непременные для того времени признаки "промышленного модерна". Таковы же и действующие поныне "мельница Меркульева", пивоваренный завод "Вормс", вокзал на станции Привольская (1895 год).

Словно в противовес наступавшему "европейскому" модерну в начале XX века на набережной было выстроено в русском стиле здание Народной библиотеки. Ее необычный вид, напоминающий часовню, до сих пор порождает множество легенд. Сейчас в этом здании музыкальная школа.

Горы (по местному "шиханы") высотой более двухсот метров покрыты дубовыми рощами с полянками богородской травы и степного ковыля. Их склоны оползнеопасны, поэтому массивные здания строят в основном на ровных участках. "Амфитеатр" же, воспетый еще в литературе прошлого века, и сейчас застроен частными домами, иной раз образующими несколько ярусов террас, с подпорными стенками, с вьющимися по кручам тропинками.

Вольская галерея

Общеизвестные произведения искусства не вызывают иногда такого захватывающего интереса, как неожиданные художественные открытия, подстерегающие посетителя небольших провинциальных музеев. В собрании Вольской художественной галереи хранятся шедевры, оказавшиеся вне поля зрения столичных искусствоведов. Эти малоизвестные раритеты представляют почти весь спектр отечественного искусства от средневековья до современности.

Вольская галерея была организована в 1920 году, когда из конфискованных усадеб Вольского уезда стали поступать картины, произведения изобразительного искусства, предметы быта. Сразу после революции 1917 года представители городской интеллигенции во главе с художником П.Д. Соловьевым вывезли в город картины, старинные гравюры, скульптуры, мебель, фарфор, предметы быта, представляющие историко-художественную ценность.

Особенно значительной оказались поступления из имения графов Орловых-Денисовых: обширная семейная портретная галерея, живописные произведения европейских и русских мастеров XVIII-XIX веков, скульптуры, декоративные французские вазы, изделия русских фарфоровых фабрик, художественная мебель красного дерева. В те же годы собрана уникальная по полноте коллекция провинциального портрета конца XVIII - начала XIX столетия, представляющая в основном вольское купечество - Злобиных, Курсаковых, Сапожниковых и других.

Много художественных произведений поступило в галерею из других музеев страны. Третьяковская галерея передала в Вольск пятнадцать живописных работ, включая изумительный по красоте восточный пейзаж В.Д. Поленова "Вид на долину Нила", этюд В.Э. Борисова-Мусатова к незавершенной картине "Рабы", "Обнаженную" О. Розановой, "Портрет балерины" М.К. Юхневича, "Портрет стрельца" В.И. Сурикова.

Музей изящных искусств им. А.С. Пушкина передал несколько голландских картин XVII-XIX веков, работы французских, немецких живописцев XIX века. Щедро поделился шедеврами саратовский Радищевский музей. Оттуда в Вольский музей были переданы работы И. Шишкина, Ф. Журавлева, Л. Туржанского, а также произведения мастеров русского авангарда - В. Баранова-Россине, Д. Бурлюка, Н. Гончаровой, В. Милиоти.

После 1936 года поступления в коллекцию старой живописи становятся единичными. И лишь в конце 1960-х годов галерея стала пополняться произведениями современных художников Москвы, Ленинграда, Саратова. Новая эра художественного собрания города Вольска началась в 1991 году. Тогда городские власти приняли решение передать под картинную галерею здание на центральной площади - бывший дом купца Менькова, построенный с необычайной роскошью как внутри, так и снаружи. После переезда в 1993 году появилась возможность извлечь из запасников накопленные сокровища. Сейчас экспозиция включает в себя отделы "Древнерусское искусство", "Провинциальный портрет конца XVIII - первой половины XIX века", "Жилой интерьер дворянского дома начала XIX века", "Русское искусство второй половины XIX века", "Русское искусство XX века". В последнем широко представлена живопись предреволюционной эпохи - от позднего передвижничества до авангарда.

Использованные материалы:
- География Саратовской области. Саратов, 1997.
- Два века губернии. Саратовский край - из прошлого в настоящее. Саратов, 1997.
- Живописная губерния. Саратов, 2000.
- Памятники Отечества. М., 1998.
- Саратовской губернии черты. Саратов, 1997.

© Молодежный Информационный Центр, Центральная городская библиотека г. Саратова
Использование материалов со ссылкой на источник.
Hosted by uCoz